ЛЕТНЯЯ ШКОЛА МГУ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ 2015
1 ИЮЛЯ ТЕМА:
Завершением второго дня обучения стали учебно-ознакомительные экскурсии:
была посвящена развитию детского туризма в России:
«РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В
ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ»
Лейтмотивом нашей встречи стали строки Юрия Константиновича Ефремова – писателя, поэта, географа, краеведа, создателя музея землеведения при МГУ
Он должен быть у каждого, свой дом,
Простор родных угодий и урочищ.
Познай его любовью и трудом –
Ты мир как сад украсишь и упрочишь.
Простор родных угодий и урочищ.
Познай его любовью и трудом –
Ты мир как сад украсишь и упрочишь.
Пройду все тропы, в связи все ввяжусь,
Томленьем ведать дали одержимый,
И, вздрогнув, сам однажды окажусь
Душой и памятью земли любимой.
Томленьем ведать дали одержимый,
И, вздрогнув, сам однажды окажусь
Душой и памятью земли любимой.
Глубь недр пойму, и сроки углублю,
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю (1957)
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю (1957)
1 ИЮЛЯ ТЕМА:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ»
Открыл школу вступительным словом Добролюбов Сергей Анатольевич, член-корр. РАН, и.о. декана географического факультета.
Открыл школу вступительным словом Добролюбов Сергей Анатольевич, член-корр. РАН, и.о. декана географического факультета.
В своем выступлении он подчеркнул особую значимость географического образования для развития человека, формирования гражданского самосознания.
Неоднократно выступающими повторялись слова о том, что гражданин – тот, кто любит свою страну, а любит тот, кто её знает.
Кружалин Виктор Иванович, зав.кафедрой рекреационной географии и туризма, д.г.н., профессор, зам. Председателя Комиссии по развитию туризма Русского географического общества, представил доклад на тему «Туристско-рекреационная деятельность как инструмент школьного географического образования».
Можно констатировать, что рекреационная география и география туризма становятся не только важными отраслями знаний, но и перспективными направлениями для развития экономики. Особое внимание было уделено характеристике и перспективам развития внутреннего туризма, а также привлечению иностранных граждан в качестве туристов в нашу страну. С этой целью создаются на научной основе особые рекреационные зоны, например, «Байкальская гавань».
Санаева Ольга Анатольевна, член Правления Российского союза туриндустрии, в своем выступлении «Пути взаимодействия образовательных учреждений и туристско-экскурсионных организаций» затронула ключевые вопросы, связанные с организацией детского туризма.
Каждому педагогу и классному руководителю, принимающему участие в организации детских поездок и походов, полезно будет прочесть Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24 ноября 1996 г.).
Были озвучены поправки, регламентирующие правила проезда групп детей на железнодорожном транспорте, так, при группе до 30 чел. сопровождение врача не требуется. Остаются сложности с автобусными перевозками, но и они рассматриваются на уровне правительства с целью упростить правила, но не в ущерб безопасности детей и сопровождающих.
Ольга Анатольевна рекомендовала обращаться к реестру туроператоров при выборе компании, которая будет организовывать ваш отдых. Кроме того, еще одним важным документом является рекомендательный ГОСТ Р 54605-2011Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Конечно, эти документы регламентируют работу туроператоров, но ведь нам, педагогам, важно знать, какие права есть у нас и какие обязанности возложены государством на туроператоров. Правовая грамотность поможет сделать наш отдых приятным и безопасным.
Климанова Оксана Александровна к.г.н., доц., рассмотрела «Исследовательский компонент в туристско-экскурсионной деятельности школьников».
Казалось бы знакомая педагогам со студенческой скамьи методика проведения экскурсий была обогащена новыми приемами, заслуживающими отдельного описания. Учителю географии довольно просто использовать в своей работе создание географических и туристических образов территорий, а путешественнику, туристу или экскурсанту есть, на что обратить внимание.
Кстати, между экскурсантом, туристом и путешественником довольно значительные различия. Настолько значительные, что, по словам Санаевой О.А., инициатива присваивать знак «Юного туриста» или «Юного путешественника» пока не может быть принята из-за согласования терминологии. Планируется также поощрять знаком отличия учителей, способствующих развитию внутреннего детского туризма. Подробнее об инициативе возрождения значка «Юный турист» можно прочесть на сайте РИА Новости.
Из планируемых нововведений, по словам Зуевой В.М., рассматривается включение туристического похода в нормы ГТО. А значит, ориентирование на местности – важнейший комплекс умений, необходимый для успешной сдачи нормативов. И значок «Юный турист», и нормы ГТО будут учитываться при поступлении в вузы, об этом нам сообщает портал РИА Новости. Вот тут и возникает вопрос, а кого считать туристом? Оказывается, Путешествующий без ночевки – экскурсант, отправляющийся в поездку с комфортом – путешественник, а турист – тот, кто с рюкзаком за плечами и компасом в руках может совершить путешествие и преодолеть порой препятствия, - турист. Понятие «турист» размывалось достаточно давно, однако сохранилось понимание того, что турист сродни спортсмену, приобретает навыки походной жизни, закалку, путешествует пешком, на лыжах, велосипеде, байдарках, знаком с автономным пребыванием в природе.
Завершал первый день школы круглый стол «Молодежь и туризм», модератором которого стал Елисеев Александр Алексеевич, директор по развитию телеканала Russian Travel Guide TV.
Канал о путешествиях по России пока коммерческий, но его материалы могли бы стать прекрасным дополнением уроков о нашей великой стране. Александр Алексеевич любезно предоставил нам проморолик, с которым вы можете познакомиться.
Участники: Кружалин В.И., Санаева О.А., Кибальников С.В., Фарафонова Т.Д., Зуева В.М., Шабалина Н.В., Тульская Н.И., Голубева Е.И.
2 ИЮЛЯ ТЕМА СЕМИНАРА:
Жилкина Надежда Михайловна, начальник управления туризмом Министерства культуры Московской области, представила «Опыт организации военно-патриотической работы со школьниками (опыт московского региона). Опыт на уровне региона, действительно, интересный.
При этом лозунг о том, что «Регион познается через пакет услуг», заявленный Климановой О.А., подтверждается.
Путешествуют группами с учителем, путешествуют дети с родителями, при этом каждому должен быть подобран интересный маршрут. В Подмосковье разработаны велосипедные маршруты, пешие, составлены карты для путешествующих на машине. Создан туристический портал «Афиша Подмосковья», с помощью которого вы можете составить личный маршрут, посмотреть наличие велодорожек, кафе, кемпингов, хотя продвижение хозяйствующих субъектов не предусмотрено, т.е. рекламой предложения остановиться на обед не являются. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Жилкиной Н.М.
Зуева Вероника Михайловна, сотрудник Центра молодежных обменов, представила материал на тему «Школьный образовательный туризм и краеведение как образовательная технология развития национального самосознания и патриотизма среди школьников».
Кроме того, Вероника Михайловна рассказала о работе центров детско-юношеского туризма, подготовке поездок, сертификации маршрутов туристических походов. Да, именно сертификации: если учитель собирается в поход со своими учениками, ему необходимо не только собрать ряд документов, разрешающих мероприятие, но и определить уровень его сложности с помощью специалистов.
Наумов Алексей Станиславович, к.г.н., доц., зав.кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран, рассказал о полевом туре Всероссийской олимпиады по географии.
Его доклад на тему «Организация занятий по географии на местности: опыт всероссийской олимпиады по географии» раскрывал характеристику заданий полевого тура, а главное, что печально, констатировал серьезные проблемы при работе учащихся на местности (определение азимутов, работа с компасом, топографической картой, определение превышений точек), решении задач на астрономическую составляющую географии, использование метеорологических приборов, определение горных пород и минералов.
Да, к сожалению, все эти темы изучаются в 5 – 6 классах, преподаватели МГУ признают, что в школьных программах им уделено недостаточное внимание, сведены на нет практические работы на местности.
Как мы понимаем, полевые выезды, те самые походы, сопряжены с целым рядом трудностей, поэтому наряду с энтузиазмом учителя выходом из ситуации можно видеть сотрудничество с центрами детско-юношеского туризма, тематические смены в детских оздоровительных лагерях, в т.ч. пришкольных. Этот вопрос приобретает актуальность не только в связи с включением туристического похода в нормы ГТО, но и с повышением уровня географического образования в целом.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ
Участники Летней школы для учителей географии получили неоценимый заряд идей и вдохновения в стенах ведущего вуза России, но и сертификаты, подтверждающие обучение в стенах МГУ, пусть и двухдневного.
«Роль географии в формировании образа Москвы» Т.Д.Фарафонова
«Замоскворечье глазами школьников и студентов» В.М.Зуева
Ждём новых встреч с МГУ!
Репортаж о летней школе МГУ для учителей географии вела её участница -
Дикарева Ирина Геннадьевна, к.п.н., учитель биологии и географии МБОУ СОШ№ 38.
Использованы фото из её архива.
Комментариев нет:
Отправить комментарий