15 июня 2016 г.

Плавучая конференция

C 6 по 8 июня 2016 года прошла конференция для педагогических работников образовательных учреждений г.о.Самара.  
Тема конференции: «Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания, развитие экологической культуры педагогов и формирование компетенций в области использования технологий экологического воспитания школьников г.о.Самара». 
Место проведения: теплоход «Хирург Разумовский» по маршруту Самара-Казань-Самара. Участники: заместители директоров школ по воспитательной работе и учителя биологии, географии. 
Организатор конференции - Департамент образования Администрации г.о.Самара.

Программа была насыщена. 


Первый день. Каждый район представлял отдельную команду, которая имела свое название, девиз, экипировку, приветствие. Конференция началась с торжественного открытия и представления команд (всего11 команд: «Радуга», «Цветущий мегаполис», «Экопозитив», «Экопром», «Экорестовраторы», « СССР», «Суперклумба», «Экоуж», «Экоглаз», “Агенты экологической безопасности” и т.д.) 
Затем состоялась стендовая лекция «Роль человека в экосистеме. Проблемы экологии современного мира». Каждый район готовил стендовый плакат А3 о самых эффективных формах экологического воспитания в своем образовательном учреждении. Все плакаты были вывешены на палубе, и каждый смог с ними ознакомиться – получилось красиво и интересно.
iaNWogfUY1c.jpg
Самым запоминающимся событием первого дня было вечернее мероприятие «Эко-сказ». Все команды готовили небольшие театральные представления на экологическую тему – это были сказки (кукольные, музыкальные и другие) инсценировки песен, частушки и т.д. Вариантов было много, все были талантливые, оригинальные, неподражаемые. А какие были изумительные тексты и костюмы. Удивительное это сообщество – УЧИТЕЛЯ! Они как дети отдаются любому делу и переживают за своих коллег. Особенно хочется отметить сказку “Три поросенка” в новой интерпретации: об экологичности жилища для его обитателей (МБОУ Школа № 155 - хотелось бы получить сценарий!) Это готовое мероприятие для школьников в рамках Года Экологии, которое привлечет внимание обучающихся к проблеме сохранения биологического разнообразия планеты.

Второй день начался с зарядки на свежем воздухе, на палубе и хотя погода была не очень теплой, всем было тепло и весело, особенно когда участники конференции разучивали движения для экологического флэш-моба. После завтрака нас ждала радиовикторина “Экологический бумеранг” и лекции: “Теоретические основы современного экологического воспитания школьников” и “Технологии экологического воспитания школьников” с Апасовой С.В. и В.П.Ясюком. Данные мероприятия прошли продуктивно, познакомив участников конференции с новыми современными эколого-педагогическими технологиями, знания которых поможет проводить школьные мероприятия интересно, на более высоком методическом уровне. 

Затем наши коллеги, учителя биологии - Шишкина Г.Н., Семенова И.А. - провели мастер-класс: “Организация системной работы школьного экологического волонтерского отряда”

“Мозаика опыта: социально-значимые экологические дела, проектная деятельность, экологические программы внеурочной деятельности, мероприятия, направленные на формирование экологического мышления” - Апасова С.В., Шишкина М.В., В.П.Ясюк. Представлены некоторые современные формы работы с учащимися. 

Валентин Петрович Ясюк был в роли “взрослого”, который отвечал на вопросы слушателей, таким образом была представлена форма пресс-конференция “100 вопросов взрослому”. Эту форму можно использовать в школе по разным темам. Вопросы можно собрать с учащихся заранее и пригласить ученого, артиста, спортсмена, депутата, ветерана завода и т.п. Можно задать тему приглашенному и после его выступления дети могут задать свои вопросы.

Марина Владимировна Шишкина представила опыт проведения экологических акций (используя методическую разработку “Как организовать и провести природоохранную и экологическую акцию” авторов В. Н. Зуева, О. Н. Майсюка, Ю. Е. Тимчишена). После чего группы создавали банк акций, которые можно организовать для решения глобальных экологических проблем. Вот, что получилось. Темы акций
Светлана Владимировна Апасова проиграла технологию тренинга по теме “Мы - водопотребители”, где участникам удалось создать плакат “Правила экономного пользователя воды”, коллаж “Как использовать водные ресурсы” и хартию воды (на примере хартии Земли). 

“Школьные дебаты как эффективный метод воспитания экологического самосознания подростков”- Смоляков А.Ю., Аболмазова Д.Е., Парахина Е.И.

Мастер-классы показали различные формы работы с обучающимися.
После обеда состоялась работа клубов по интересам. Нам было предложено три площадки: 
  • Интеллектуальная игра “Экологический брейн-ринг” 
  • Караоке-клуб “Экологическая зарисовка” 
  • Мастер-класс “Клумбы на пришкольном участке” 
Каждый выбирал то, что ему интересно. Все учителя биологии приняли участие в экологическом брейн-ринге, 11 команд боролись за победу. Все с большим азартом прошли это испытание. Победила дружба. 

После занятий у нас была экскурсия по Казани. На экскурсии мы узнали много об истории города, восхитились чистотой улиц и купили сувениры для близких.
Вечером, после ужина нас ждал экологический фестиваль “Редкий вид”, который проходил в концертном зале. Все команды готовили песню о редких видах растений или животных, об отношении людей к природе. Фестиваль проходил по принципу Евровидения, каждой команде выставлялись баллы от 1-10, баллы выставляли другие команды. Победила команда Кировского района. Под музыку “Мой ласковый и нежный зверь” был продемонстрирован танец с лентой, с помощью которой солист невербально продемонстрировала зрителям необходимость бережного отношения к Земле. Все выступления были яркими, запоминающимися. Среди коллег оказалось много талантливых и творческих людей. Данное мероприятие можно проводить и с детьми. 

Третий день запомнился тем, что мы слушали выступление заместителя главы городского округа Самара - руководителя Департамента “Приоритетные направления развития муниципальной системы образования Самары в 2016-2017 учебном году” Галузиной Лилии Викторовны.
Ею были обозначены основные направления работы: 
  • Самара-космическая столица (разработка программ и проектов по теме “Космос” для 1-11 классов, развитие технических способностей учащихся); 
  • Межотраслевые и сетевые взаимодействия школ; 
  • Выявление и поддержка талантливых детей (каждый ребенок талантлив по-своему); 
  • Военно-патриотическое воспитание юных самарцев (национально-географическая тема, использовать предложенные Русским географическим обществом формы работы ); 
  • Дополнительное образование (75% детей должны быть охвачены в доп.образовании); 
  • Детские объединения в новых условиях, их современность и эффективность (ГТО, тимуровцы, пионеры и т.д.) 
  • Чемпионат мира по футболу ( проведение конкурсов на лучшего комментатора футбольного матча, лучшую заметку из истории футбола, “Я-экскурсовод” и т.д.) . 
Основной принцип работы Департамента образования: ”Мы любим свою работу и стараемся делать её хорошо!”
Цель воспитательной работы педагогов: формирование гражданской позиции у детей и желания заниматься социально-значимой деятельностью в своей школе, своем районе, городе. Девиз “Я-горожанин, любящий свой город”.

Одним из интереснейших мероприятий была квест-игра “Экологическая тропа”, которую подготовил и провел ЦДО “Компас” и директора, заместители директоров учреждений дополнительного образования технической направленности (Баранова Л.Ф., Лисовская А. И.).
Команды получали задания, подсказки, отгадывали, показывали свою эрудицию, одним словом играли как дети … Мы с большим интересом и удовольствием перемещались по палубам от станции к станции, боролись за очередную подсказку и спешили узнать каким будет новое задание. По окончании игры все команды создали карту парков Самары и составили из букв, полученных на каждом этапе за правильные ответы, предложения-слоганы, характеризующие наш славный город (например, Самара - запасная столица, Самара - центр космонавтики и т.п.) Чуть позже Л.Ф.Баранова обещала предоставить план проведения квеста.

Завершилась конференция торжественной линейкой, на которой каждая команда произносила свой экологический слоган.

Затем состоялось награждение команд-участников конференции и отдельных победителей игр дипломами за наиболее яркие выступления. Награждение проводила Губарева Лариса Федоровна, руководитель управления воспитательной работы и дополнительного образования Департамента образования. 

Все команды получили свои награды. А каждый участник конференции получил сертификат о повышении квалификации от Центра развития образования “Технологии экологического воспитания школьников”- на 18 часов. Венцом всей программы был экологический флэш-моб на верхней палубе.







4BRH_CmhMHo.jpgВот так пролетели эти замечательные три дня, во время которых мы много общались, многому научились, познакомились с интересными людьми, обменялись опытом. Конечно хотелось, чтобы такие мероприятия проводились и, желательно, для учителей-биологов и обязательным условием было размещение авторских разработок на блоге сообщества и стало достоянием всех учителей, ведь именно нам - учителям-предметникам (биологам!) и классным руководителям воплощать идеи, возникшие и обозначенные в ходе конференции.


Репортаж с теплохода «Хирург Разумовский» вели: 
Ольга Петровна Шабунина (МБОУ Школа № 25)
Марина Владимировна Шишкина (МБОУ Школа № 156)
Галина Николаевна Шишкина (МБОУ Школа № 147)

3 комментария:

Пахомова Е.Н. комментирует...

Е.Н. Пахомова побывала на этой конференции.
Впечатления положительные оставило данное мероприятие.
Жаль,что не все биологи смогли познакомиться с формами работы, которые представляла С.В. Апасова, не все биологи слышали о проблемах районов города от В.П.Ясюка, не научились правильно организовывать и проводить экологические акции, дебаты.
Нам бы такие семинары с квест - игрой на территории детского оздоровительного лагеря.....
Много позитива и положительный настрой получили бы учителя, классные руководители изучив на практике данные формы работы.
Жаль не было Панфиловой И.Ю., которая научила бы сетевому взаимодействию как внутри школы, так и за ее пределами.

Ирина Панфилова комментирует...

Мне тоже жаль, Елена Николаевна! Наш департамент предпочитает работать с посредниками. Считается, что именно зам.директора по воспитательной работе организуют работу по экологическому воспитанию. Заблуждение или лукавство?

Носова Е.Ю. комментирует...

Ирина Юрьевна, мое мнение заблуждение полнейшее!